Часто в фотографической практике возникает необходимость или желание добиться минимальной зернистости получаемого изображения. Разработано достаточно большое количество рецептур сверхмелкозернистых проявителей, которые обычно позволяют в той или иной степени достигнуть требуемого результата. Но большинству этих рецептов свойственны и специфические недостатки. Во первых, почти все они заметно снижают реальную светочувствительность обрабатываемого негативного материала, и нередко очень сильно – до 4 и более раз. Рецепты на основе производных фениламина также часто имеют очень длительное время работы, рецепты с Роданидом могут выделять коллоидное серебро на эмульсии и основе плёнок и работать нестабильно после хранения или частичного использования. Рецепты на основе подкисленных Метоловых проявителей на некоторых материалах могут и не давать высокой мелкозернистости. 
Предлагается Вашему вниманию рецепт, во многом свободный от перечисленных недостатков. 

Трилон Б - 1,0гр 
Сульфит натрия безводный -50гр 
Глицин ("фото") - 1,8гр 
ЦПВ-1 - 4,0 гр 
Калий бромистый - 0,5 гр 
вода дист. - до 1 л 

Этот проявитель готовится (и поставляется) в виде двукратного жидкого концентрата, который перед работой надо разводить равным количеством воды. 
Этот рецепт дает ЧРЕЗВЫЧАЙНО мелкое зерно и очень сильное выравнивающее действие, в отличие от большинства других особомелкозернистых рецептур практически не понижает чувствительность фотоматериалов. Негативы, полученные при обработке в этом проявителе, выглядят несколько непривычно - плотность (особенно максимальная) может быть мала, и они кажутся недопроявленными. Чрезвычайно "чистые" малые плотности и неэкспонированные участки – проявитель дает ОЧЕНЬ малое вуалирование. Но в тенях есть все детали, и почти не требуя поднятия контраста при печати, отпечатки действительно получаются отличной "сочности". Негативы могут иметь заметную коричневатую окраску, что обусловлено высокой мелкодисперстностью создающего изображение серебра. В качестве сюжетов под этот проявитель лучше всего подходят съёмки контрастных сюжетов на прямом Солнце с экспозамером по средним тонам или теням. На хороших пленках специфичность работы этого проявителя несколько хуже, чем на обычных. Но именно обычные и не самые лучшие плёнки улучшаются сильнее всего, даже Академию (Какадемию ) и Тасму после него можно было принять за дорогие качественные плёнки. Рецепт вообще-то исходно не совсем мой (только относительно небольшое изменение 
пропорций), это из старинного "Советского фото", из статьи о выравнивающем проявлении. А исходный автор явно пытался воспроизвести ATOMAL подручными средствами, и не без успеха. Правда он упирал на выравнивающее действие, я же подгонял на мелкозернистость без потери чувствительности. 
Нормальная рабочая температура проявителя 20С, перемешивание первую минуту непрерывно, потом на 3, 5 и 10 минут по 15-20 секунд. При съёмках относительно малоконтрастных объектив агитацию стОит усилить. В порции 260 - 350 млл рабочего раствора можно обработать до 2-х пленок, время обработки второй увеличивается примерно на 1 мин. по сравнению со свежим, качество не страдает. 
Концентрат проявителя храниться не менее 3 месяцев, неиспользованный рабочий раствор хранится до месяца, но столько они хранятся при в полностью заполненной бутыли при отсутствии доступа воздуха. Частично использованный рабочий раствор - лучше не более пары дней; хранится значительно лучше, если вообще минимизировать соприкосновение этого проявителя с воздухом, т.е. после работы – сразу сливать в бутыль и закрыть. 
Время обработки некоторых пленок в свежем рабочем растворе: 
ФН-64 (Тасма, 7мин. на коробке) - 16мин. 
AGFA APX-100 (135) - 17мин. 
FOMAPAN classic 100 (135) - 17-18мин. 
FOMAPAN 200 (135) - 15мин. (как 100 ед.) 
FOMAPAN 400 (135) – 17-18мин. (как 320 ед.) 
ILFORD PAN F+ 50 (135) - 13,5мин (как 25 ед.) 
ILFORD PAN F+ 50 (135) - 14,5мин (как 50 ед.) 
TASMA 100 SUPER (135) - 15мин (как 50 ед.) 
KODAK ACADEMY - 18мин (как 130 ед.) 

Работать с этим проявителем надо предельно аккуратно, ЦПВ-1 - ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯДОВИТО, стараться, чтоб на руки не попадал, и тщательно их мыть. Уж если попало, то промыть лучше вначале слабым раствором уксусной кислоты (можно просто стоп-ванной, которая есть под руками) а потом тщательно мылом. 
Возможны и бОльшие разбавления концентрата проявителя, при этом выравнивающее действие усиливается а зернистость изображения может как усилиться, так и возрасти; в этих случаях рекомендуется одноразовое использование рабочего раствора. Возможно и использование концентрата без разбавления. Оптимальный режим проявления (время, агитация…) в таких нестандартных случаях рекомендуется найти опытным путём, для чего производить обработки кусочков плёнки со ступенчатыми экспопробами. 
В справочнике Микулина можно почитать про проявитель Атомал, характерные особенности работы АФС примерно такие же. 

  • 84
  • 11/05/2017
  • 0