Shopping Cart

Проявитель Мелкозернистый для пленок AFC с ЦПВ-1

Часто в фотографической практике возникает необходимость или желание добиться минимальной зернистости получаемого изображения. Разработано достаточно большое количество рецептур сверхмелкозернистых проявителей, которые обычно позволяют в той или иной степени достигнуть требуемого результата. Но большинству этих рецептов свойственны и специфические недостатки. Во первых, почти все они заметно снижают реальную светочувствительность обрабатываемого негативного материала, и нередко очень сильно – до 4 и более раз. Рецепты на основе производных фениламина также часто имеют очень длительное время работы, рецепты с Роданидом могут выделять коллоидное серебро на эмульсии и основе плёнок и работать нестабильно после хранения или частичного использования. Рецепты на основе подкисленных Метоловых проявителей на некоторых материалах могут и не давать высокой мелкозернистости. 
Предлагается Вашему вниманию рецепт, во многом свободный от перечисленных недостатков. 

Трилон Б – 1,0гр 
Сульфит натрия безводный -50гр 
Глицин (“фото”) – 1,8гр 
ЦПВ-1 – 4,0 гр 
Калий бромистый – 0,5 гр 
вода дист. – до 1 л 

Приготовление

Этот проявитель готовится (и поставляется) в виде двукратного жидкого концентрата, который перед работой надо разводить равным количеством воды. 
Этот рецепт дает ЧРЕЗВЫЧАЙНО мелкое зерно и очень сильное выравнивающее действие, в отличие от большинства других особомелкозернистых рецептур практически не понижает чувствительность фотоматериалов. Негативы, полученные при обработке в этом проявителе, выглядят несколько непривычно – плотность (особенно максимальная) может быть мала, и они кажутся недопроявленными. Чрезвычайно “чистые” малые плотности и неэкспонированные участки – проявитель дает ОЧЕНЬ малое вуалирование. Но в тенях есть все детали, и почти не требуя поднятия контраста при печати, отпечатки действительно получаются отличной “сочности”.

Негативы могут иметь заметную коричневатую окраску, что обусловлено высокой мелкодисперстностью создающего изображение серебра. В качестве сюжетов под этот проявитель лучше всего подходят съёмки контрастных сюжетов на прямом Солнце с экспозамером по средним тонам или теням. На хороших пленках специфичность работы этого проявителя несколько хуже, чем на обычных. Но именно обычные и не самые лучшие плёнки улучшаются сильнее всего, даже Академию (Какадемию ) и Тасму после него можно было принять за дорогие качественные плёнки. Рецепт вообще-то исходно не совсем мой (только относительно небольшое изменение 
пропорций), это из старинного “Советского фото”, из статьи о выравнивающем проявлении. А исходный автор явно пытался воспроизвести ATOMAL подручными средствами, и не без успеха. Правда он упирал на выравнивающее действие, я же подгонял на мелкозернистость без потери чувствительности. 

Использование

Нормальная рабочая температура проявителя 20С, перемешивание первую минуту непрерывно, потом на 3, 5 и 10 минут по 15-20 секунд. При съёмках относительно малоконтрастных объектив агитацию стОит усилить. В порции 260 – 350 млл рабочего раствора можно обработать до 2-х пленок, время обработки второй увеличивается примерно на 1 мин. по сравнению со свежим, качество не страдает. 
Концентрат проявителя храниться не менее 3 месяцев, неиспользованный рабочий раствор хранится до месяца. Но столько они хранятся при в полностью заполненной бутыли при отсутствии доступа воздуха. Частично использованный рабочий раствор – лучше не более пары дней. Хранится значительно лучше, если вообще минимизировать соприкосновение этого проявителя с воздухом. Т.е. после работы – сразу сливать в бутыль и закрыть. 
Время обработки некоторых пленок в свежем рабочем растворе: 
ФН-64 (Тасма, 7мин. на коробке) – 16мин. 
AGFA APX-100 (135) – 17мин. 
FOMAPAN classic 100 (135) – 17-18мин. 
FOMAPAN 200 (135) – 15мин. (как 100 ед.) 
FOMAPAN 400 (135) – 17-18мин. (как 320 ед.) 
ILFORD PAN F+ 50 (135) – 13,5мин (как 25 ед.) 
ILFORD PAN F+ 50 (135) – 14,5мин (как 50 ед.) 
TASMA 100 SUPER (135) – 15мин (как 50 ед.) 
KODAK ACADEMY – 18мин (как 130 ед.) 

Работать с этим проявителем надо предельно аккуратно, ЦПВ-1 – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯДОВИТО. Стараться, чтоб на руки не попадал, и тщательно их мыть. Уж если попало, то промыть лучше вначале слабым раствором уксусной кислоты (можно просто стоп-ванной, которая есть под руками) а потом тщательно мылом. 
Возможны и бОльшие разбавления концентрата проявителя. При этом выравнивающее действие усиливается а зернистость изображения может как усилиться, так и возрасти; в этих случаях рекомендуется одноразовое использование рабочего раствора. Возможно и использование концентрата без разбавления. Оптимальный режим проявления (время, агитация…). В таких нестандартных случаях рекомендуется найти опытным путём. Для чего производить обработки кусочков плёнки со ступенчатыми экспопробами. 
В справочнике Микулина можно почитать про проявитель Атомал, характерные особенности работы АФС примерно такие же. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.